когда мне было пятнадцать лет,
И я копил на
новенький мопед
Я жил лишь этою
мечтой…

Эх,было время!
Однажды почти случайно у меня появился конструктор ‘собери сам’, который представлял из себя рассованные по двум гаражам детали мопеда ‘верховина’. История его появления окутана для меня волшебным туманом, но однажды, идя из школы, я про него вспомнил и подал идею своему другу Серёге. «А не собрать ли нам мопед, Серёга?», — примерно так это всё безобразие началось. В тот или почти в тот же день мы с Серёгой сделали ревизию на предмет изучения вопроса, из разных углов гаражей доставая детали, похожие на детали от мопеда.

Всё, что было похоже, было собрано, тщательно изучено пытливыми умами, покручено ручонками начинающих инженеров. Выявлена серьёзная недостача многих важных деталей, по этой причине сборка, к нашему сожалению, была отложена ‘на потом’. Сейчас уже не восстановить все невероятные приключения о том, как добывались недостающие детали, а не хватало тогда огого! Начиная от шпилек, гаек, прокладок, поршневых колец, до ручки газа. Зато почему-то некоторых элементов-было наоборот в избытке. Например — магнита генератора (он крепился на одной оси с шатуном и сцеплением), два блока зажигания, ведро с деталями сцепления.

Итак, однажды всего стало хватать, и Сборка началась! Никто из нас раньше не собирал, да и не видел этого мопеда в сборе. Но когда это останавливало настоящих инженеров, хотя бы и начинающих?

Вертя в руках разные детали и пытаясь найти логику, мы соединяли деталь за деталью. И вот наконец, главный элемент системы был собран! Двигатель не без труда водружён на своё место в раме, закреплён тремя болтами. Потом-цепь, генератор, электрика, карбюратор… И наконец, подсоединен топливный шланг от бензобака!

Надо сказать, очень сильно в итоге помогла инструкция — паспорт, которая до сборки была прочитана несколько раз и бережно хранилась в куче с запасным частями. Самая важная часть-питание и регулировки!

После всех манипуляций мы запустили двигатель мопеда! Это была победа, однозначно!

И неважно, что пока не научились управлять, переключать передачи, сцепление не отрегулировано, всё это были мелочи! Мы с Серёгой сели на этот мопед вдвоём! И с гордо поднятой головой поехали к нему в гости, хвастаться перед всей деревней.

Это потом уже, спустя какое-то время, я на ощупь и с закрытыми глазами мог перебрать двигатель мопеда пару раз за день. А причины на то были всегда, — то масло текло , то кривое сцепление плохо работало (мы пропустили важную деталь сцепления, — в выжимной механизм не поставили специальную втулку, что я позже устранил, поменяв несколько раз стопорный диск). А тогда сам факт того, что собранное нами детище работало, ехало и бибикало, у нас вызывало дикий восторг!

Какая именно модель ‘верховины’ у меня тогда была, я уже не помню. Фотографий, как и самого мопеда, не сохранилось. Но для мопеда фич у него хватало. Примерно так он выглядел:

Мопед верховина 6

Хитрое зажигание с мощной искрой и простой регулировкой, две передачи, переключавшиеся ручкой на руле, кикстартер, надёжные механические барабанные тормоза, багажник (выдерживал моего брата или мешок картошки легко!), поршень на два кольца, двигатель 2.2л.с., спидометр (трос я так и не нашёл для него), большой бензобак. Бака хватало на неделю каждодневного летнего катания! Если на ходу перекрыть подачу топлива, то на содержимом карбюратора можно было легко проехать больше километра! Как удалось позднее замерить, разогнаться на мопеде можно было до 60-70км/ч!

Естественно, пытливый ум и шаловливые ручонки не могли удовлетвориться просто катанием взад-вперёд. Тогда уже я активно увлекался электроникой, и первый собранный на листе гетинакса навесным монтажом (3 транзистора, мп42Б!) радиоприёмник, который принёс в школу, был моей гордостью и завистью всего класса. Тогда же я подсадил на радиолюбительство и своего друга Костю.

Первым тюнингом мопеда стали ПОВОРОТНИКИ. У нас тогда было два мотоцикла Урал, а перед ними-другие мотоциклы, попроще. И  было от них много запчастей и просто ненужных деталей. Просто делать поворотники на реле от другого мотоцикла было не спортивно, в ход пошло изобретательство и информация из статей журнала ‘радио’. На любимой мной логике (к561ла7 или к155ла3, уже и не помню) был собран мультивибратор, ранее работавший по аналогичной схеме в разных девайсах, от светофора до фонарика с изменяемой яркостью. Мультивибратор управлял реле, а включалась система поворотников переключателем на руле. Не особенно сложно, но очередной предмет гордости (сам собрал!) уже был. И ничего, что вскоре на все мои электронные приблуды мощности генератора стало катастрофически не хватать, зато это была безопасность и удобство. Мопед ‘верховина’ стал тогда для меня настоящим конструктором.

Следующему этапу модификации или тюнинга подверглись стоп-сигналы. Ничем не примечательная штатная задняя фара превратилась в маленькое технологическое чудо. Вместо родной фары отлично подошла фара от какого-то мотоцикла, с двумя лампами, одна из которых была двойной. При торможении она включалась очень ярко, а ночью светила достаточно для обеспечения видимости в движении.

Как я уже писал выше, кроме удовольствия, приходилось мириться, либо постоянно исправлять некоторые недостатки конструкции. Например, если активно пользоваться сцеплением, а по-другому иногда никак, то приходилось часто менять детали сцепления. Самое надёжное в нём было-это диски! Ни одного диска в процессе эксплуатации не пострадало! Зато в таком казалось бы простом узле, менялось всё остальное и часто. Корзина с шестернёй, выжимная втулка, фиксируещее кольцо… Даже была не совсем удачная попытка его намертво заварить (напильник рулит, он реально помог!).
Коробка передач — была наверное самой простой и надёжной системой в двигателе мопеда. Однако и она преподносила сюрпризы. Регулировка — на грани ювелирного искусства, так как растягивающиеся тросы и подогнанные минимальные зазоры между зубьями несовместимы!

Либо надёжно включаемая ‘нейтралка’, либо правильное переключение передач. Что-то одно.

В нашей деревне вполне себе можно было наблюдать все грани человеческого общества. Не обходилось, естественно и без криминала. Гаражи грабили, поля захватывали, технику угоняли. И просто гопники, которые могли элементарно отобрать ‘покататься’, тоже были в избытке. Благо, что общество было немногочисленное и все всё про всех знали. Местная милиция вычисляла упырей на раз-два. Если хотела. Естественно, что следующий и самый важный этап моддинга мопеда был- это защита от угона. Подвести 220 напрямую к разным деталям ворот не дала врождённая гуманность (или папаня, или страх получить бодрящий заряд самому, хз что), поэтому оставался только вариант дополнительной к амбарному замку гаража защите в виде математики. 🙂 один штатный выключатель зажигания на руле-это не защита, это был рубильник. А вот дваааа выключателя… Всё очень просто. Дрель, тумблер, вкрученный в раму и закрытый кожухом. Даже если снять защитный кожух фильтра (кто бы мог подумать?), неприятель, незнакомый с расположением контактов микрика в лучшем случае смог бы просто закоротить провода. А вдруг они не от зажигания?

В общем, сочетание двух тумблеров, один из которых был расположен в секретом месте и включался скрытно под видом процесса нажатия на пипку подсоса на карбюраторе, второй — на руле, — нужно было включить в нужное положение, и тогда и только тогда был возможен запуск двигателя мопеда. Вернее-это было только включение зажигания. А в сочетании со знанием правильного алгоритма запуска, тумблеры зажигания делали запуск неавторизованным пользователем мопеда полностью невозможным.

Однажды это сработало! Одним чудесным утром, в очередной раз придя в гараж и обнаружив ликвидированный амбарный замок, я впал в отчаяние! Естественно, железного друга не было на месте! Долго ли коротко ли, после уже написанного заявления на неизвестных упырей, внезапно железный конь вернулся ко мне! И вовсе не с помощью милиции, а будучи приведённым неизвестным мужчиной (о, моя предусмотрительность! Я заранее вписал в паспорт мопеда свой адрес! А паспорт хранился в бардачке всегда!). Не обошлось, конечно, без потерь в виде некоторых элементов. ‘продвинутые’ недоугонщики сняли крышку, где находились ‘мозги’ мопеда, — электроника управления зажиганием, мои приблуды и в принципе вся разводка. Но что они могли сделать… Ни-че-го! Валенки же!  :-d всё, что они могли, — это попытаться запустить ‘с толкача’. Птичка есть такая, на ивах сидит. ‘Наивняк’ 😀 Я, естественно, был расстроен, что чья-то жопа пыталась покататься на моём мопеде, но недолго.

Много воды утекло… В пору катания на том мопеде и в жару и в холода (кто-то даже удивился, как он у меня, мол, заводился в такой мороз? Ааа, секрееет! :)) разное было.

Например, однажды я поехал продавать на рынке картоху. Всего один мешок. А в то время на продаже картоху и других овощей можно было жить (кто знает, может и сейчас так, овощные синдикаты гарантируют это!). Почитал ПДД, разобрал всё для себя по полочкам и двинулся согласно им в город. Проведя на рынке почти целый день, я уже тогда понял, что торговля — не для меня. Спихнул остатки картохи по минимально возможной цене и поехал к дядьке. Он у меня на гуталиновой фабрике тогда работал, у него гуталина было-завались! А точнее-он мне обещал заправить мой мопед. Съездил я к нему, заправился и двинул домой. Не проехав и четверти пути, у меня случилось то, что никогда не случалось раньше. Порвалась цепь! Но благодаря тому, что у меня с собой всегда была передвижная мастерская практически, и ещё половина мопеда, в бардачке были подходящие инструменты и мне практически на коленке удалось обратно склепать и установить обратно цепь. До дома я уже доехал без приключений, хотя и очень аккуратно.

Как-то мой дядька (аккуратнее с детьми, они помнят ВСЁ, и всё понимают буквально!) обронил фразу, видя как какая-то собачка лежит на дороге, вроде «а, это дворняга! У неё отменная реакция, она из-под колёс выпрыгнет!».

И знаете, мне довелось это проверить! Еду я, значит, не трогаю никого. Разогнался уже до 30-40км/ч. И вижу. Лежит собачонка, свернувшись клубком, ровно посередине дороги. Я. Не доезжая до неё, жму сигнал. Это однозначно была ошибка. Дворняжка просыпается и в ужасе начинает ВАЛИТЬ. А так как спросонья оценить обстановку ей не удалось, то стала она бежать ровно под колеса. Тут ей не очень повезло, и приехало переднее колесо. А так как собакевичу ОЧЕНЬ хотелось жить, грести копытами она не перестала. Да так она гребла, что я не смог удержать руль! И он, когда я двигался на нормальной такой скорости, с помощью собачонки резко ушёл вправо!

Ну а я, слепо подчиняясь (а куда деваться, физика, — бессердечная ты сука!?) законам инерции и гравитации, продолжил движение прямо, в то время когда мой мопед резко поехал вправо. Несколько метров по асфальту прокатиться на голых руках, резко сначала приземлившись на них (попробуйте, — рекомендую!), — удовольствие ещё то!

Собачка же, похоже не сильно пострадала. Она, не снижая скорости и громкости визга, умчалась в туман. Я её потом встречал ещё не раз, наверное к мопедам у неё после того случая стало особое отношение. Ну а я на следующий день не мог правой рукой нормально двигать и чуть-чуть хромал на обе ноги. Неделю где-то. Забавно, что на следующий день у меня была лекция по физике 🙂

Продолжение следует…